Что такое йога
Что такое йога

Прародителем йоги считается северная Индия,примерно 5000 лет назад....

Почему мужчина грубит
Мужчина грубит?

Проходят года,отношения становятся более обыденным, а порой....

Формула Счастья в facebook Формула Счастья в Google+ Формула Счастья в twitter

Вход на сайт

Ваш логин :

Ваш пароль :


Интересные статьи

Что такое Карма

Общение в жизни человека

Как помириться с человеком

Традиции русского питания

Что такое кроссфит - Crossfit

Биологически активные добавки - БАДы

Роль витаминов в питании человека

Методы воспитания детей

Что такое пищевые добавки

Лечение синдрома хронической усталости

Ребенок жадничает

Сексуальная жизнь после родов

«О причинах саморазрушающего поведения подростков»

 О причинах саморазрушающего поведения подростков

дата написания 6 ноября 2015

Всем привет! Как обещала, выкладываю свою научную статью.

В аспекте клинической психологии саморазрушающим является такое поведение человека, которое препятствует адекватному взаимодействию человека со средой жизнедеятельности (пьянство, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) и приводит в перспективе к деформации сформировавшихся в онтогенезе психических образов или прекращению жизни, вообще. Суицид в этом аспекте поведенческих нарушений выступает, как крайняя форма саморазрушения. [1]. Однако, помимо того, что саморазрушающее поведение препятствует нормальному взаимодействию со средой жизнедеятельности, сама среда является ключевым фактором, детерминирующим саморазрушающее поведение личности.

мандалы мандалы мандалы

Можно выделить внутренние и внешние факторы, ведущие к саморазрушающему поведению.

    Внутрениие:
  • наследственно-биологические и конституциональные предпосылки
  • внутриличностные причины и механизмы
    Внешние:
  • условия физической среды
  • социальные условия

Таким образом, личность и среда неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга (рис. 1).

причины саморазрушающего поведения

Рис.1. Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Социально-психологические теории рассматривают саморазрушающее поведение с точки зрения макро и микро социальных процессов, влияющих на личность подростка. Французский исследователь Э.Дюркгейм, который является родоначальником социологического подхода, полагал, что количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. [2, с.8]. Отечественный психолог Ю.А. Клейберг объясняет механизмы саморазрушающего поведения через отношение личности к социальным нормам. Отклоняющееся поведение – «это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ней». [4,с. 17]

Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Одним из важнейших условий благополучия личности является ее успешная адаптация.Дезадаптация – это не способность принимать условия среды и реализовывать свою индивидуальность в определенных социальных условиях. Представители классического бихевиоризма рассматривают человеческое поведение, как результат взаимодействия личности со средой.Саморазрушающее поведение в данном аспекте – это результат сложного обусловливания среды. С точки зрения бихевиоральных теорий, употребление алкоголя подкрепляется ощущением удовольствия (тепла, расслабления) и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от ответственности). Школьная дезадаптация подростков приводит к таким поведенческим отклонениям, как агрессия, курение, прогулы. В более масштабной форме дезадаптация в школьном возрасте проявляется в виде употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя и др.).

мандалы мандалы мандалы

К внешним социальным факторам, способствующим формированию саморазрушающего поведения, особенно, зависимого поведения (переедание, прием алкоголя) можно отнести технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, поставляющих на рынок потенциальные объекты зависимости. Кроме того, в современном мире все больше утрачиваются межличностные связи между людьми. Подростки погружаются в виртуальную реальность компьютерных игр. Как следствие, человек утрачивает жизненно важные поддержку и чувство безопасности.

Саморазрушающее поведение может быть результатом научения. Очень велико в подростковом возрасте влияние группы. Например, приобщиться к курению подросток может в значимой компании. А психоактивные вещества очень часто являются своеобразным «пропуском» в подростковую субкультуру. Таким образом, наркотики для подростка выполняют значимые функции: дают ощущение взрослости и освобождения от родительской опеки, формируют чувство принадлежности к группе, помогают регулировать эмоциональное состояние.

мандалы мандалы мандалы

Саморазрушающее поведение также может быть следствием семейных проблем. Если употребление марихуанны еще можно списать на влияние группы, то прием наркотиков, обычно, связан с нарушением взаимоотношений с родителями, или проблемами в семье. Наркозависимость, например, может быть следствием удержания родителей от развода. Желанием объединить их для решения вновь возникшей реальной проблемы. Не последнюю роль в саморазрушающем поведении играет детская травма, которая связана с неспособностью матери удовлетворить потребности малыша. Позже последствия травмы у таких людей приводят к формированию низкой аффективной толерантности, постоянного чувства беспокойства и напряжения. А в последующем к употреблению психоактивных веществ.

Саморазрушающее поведение очень часто является средством достижения разрядки, самоутверждения или значимой цели. По мнению авторов В.А.Руженков, Г.А.Лобов, А.В.Боева, которые проводили исследование аутодеструктивного поведения на основе категории цели, в 50 % случаев целью такого поведения является снятие психоэмоционального напряжения. Другой популярной формой является манипулятивный тип (таблица № 1). Человек наносит себе самоповреждения с целью манипуляции ближайшим окружением. [6].

Классификация аутодеструктивного поведения на основе категории цели

Классификация аутодеструктивного поведения

Биологические и генетические предпосылки могут играть определенную роль в формировании саморазрушающего поведения. Они определяют тип нервной системы, и некоторые реакции на средовые воздействия. Но любые биологические предпосылки всегда действуют только в контексте социального окружения. Кроме того социальные предпосылки сами по себе могут вызывать биологические изменения в организме, например, изменение гормонального фона при стрессе. С одной стороны влияние среды является причиной возникновения саморазрушающего поведения, но с другой велика роль самой личности в процессе ее социализации. [3].

Существует огромное количество теорий, объясняющих саморазрушающее поведение в аспекте сущностных характеристик личности. Австрийский психиатр В.Франкл считает, что саморазрушающее поведение – результат экзестенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития. Например, такие виды поведения, как агрессия и наркомания – следствие возникновения экзестенциального вакуума. Экзестенциальный вакуум, по мнению Франкла – это чувство внутренней пустоты, когда жизнь человека лишена смысла. Смысл в наркотиках начинают искать люди, которые не имеют высоких жизненных целей. Самоубийства, по мнению автора, в 85 % случаев происходят из-за депрессии, которая также является следствием утраты жизненного смысла.

саморазрушающее поведение подростков

Клиентцентрированная психология К.Роджерса объясняет проблемное поведение, как результат внутреннего конфликта между потребностью в самореализации и зависимостью от внешних оценок. Внутренний конфликт возникает из-за искаженных представлений личности о себе. У человека с проблемным поведением заблокирован процесс самоактуализации. Основная причина кроется в условных ценностях, сформированных в детском возрасте. Личность ребенка не воспринимается родителями, как ценность сама по себе. Понятие самоактуализации также является ключевым в теории А.Маслоу. По мнению А.Маслоу, потребность в самоактуализации заложена в человеческой природе. Блокировка процесса самоактуализации может быть одной из причин саморазрушающего поведения. Если нормальная самоактуализация через творчество и духовность не возможна, она может быть подменена через саморазрушающее поведение.

мандалы мандалы мандалы

Не последнюю роль играет то, как подросток реагирует на стрессовую ситуацию. Личности с саморазрушающим поведением склонны к малопродуктивным стратегиям защиты от стресса, таким как уход от проблем, изоляция, отрицание. Согласно модели Л.Лазаруса, исследующего копинг-поведение в ситуациях стресса, после когнитивной оценки, индивид приступает к выработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. Таким образом, то, как подросток интерпретирует стрессовую ситуацию, определяет его поведение. Согласно когнитивной модели А.Бека, в основе нарушенного поведения заложены искаженные мыслительные схемы, которые становятся не адаптивными. На уровне поведения возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности.

мандалы мандалы мандалы

Психодинамические теории рассматривают поведение с точки зрения бессознательных процессов. Американский психиатр Р. О’Коннор считает, что причинами самодеструктивного поведения могут быть наличие у человека двух областей сознания, плохо соотносящихся друг с другом. Они дают противоречивые советы, а человек принимает решение не размышляя. Согласно О’Коннору, у людей есть вдумчивое «сознательное Я» и «непроизвольное Я», которое делает свою работу, не привлекая внимания личности. Человек саморазрушает себя по вине «непроизвольного Я»: это внутренний выбор, который не осознается и не соотносится с реальностью. Это привычки жить определенным образом и испытывать чувства, которые человек пытается отрицать. Все модели саморазрушающего поведения при этом фиксируются в головном мозгу.[6].

саморазрушающее поведение подростков

Таким образом, мы можем сделать вывод, что причинами саморазрушающего поведения могут быть как внешние факторы среды, так и внутриличностные характеристики подростка. Данный вид поведения характеризуют: экзистенциальные проблемы – утрата смысла жизни, блокировка самоактуализации, фрустрированные потребности, внутренние конфликты, непродуктивные механизмы борьбы со стрессом, эмоциональные проблемы-тревога, депрессия, когнитивные искажения, психические травмы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. 2012. № 2

2.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

3.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

4.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. – 160 с.

5.О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015

6.Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» ://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/3342/1/Ruzhenkov_K20voprosu.pdf


P.S. Если Вам понравилась статья то обязательно подпишитесь на обновления по e-mail, чтобы быть в курсе новых статей, для подписки перейдите по ссылке , и не забываем комментировать статьи, и делиться с друзьями...


Назад Главная


Порекомендуйте эту статью друзьям:

Копирование материалов с сайта разрешается только с указанием авторов и прямой индексируемой ссылкой

Александр и Наталия Сычёвы

Формула Счастья

Добавляйтесь к нам в друзья ВКонтакте:Наталия Александр

Или в нашу группу:Наша группа

Если наш сайт Формула Счастья окажется Вам полезным и поможет в различных жизненных ситуациях не пасть духом и продолжить свой жизненный путь,для Нас это будет самая большая благодарность!Спасибо большое за Ваше внимание и время!Счастья! Понимания и Любви!